Самый маленький Citroёn удовлетворит и женщину, и мужчину.
Самой маленькой моделью Citroёn до недавнего времени был с мелодичным названием Saxo (сейчас это место занял C2).
Представители французской фирмы заметили, что имя машины одинаково выразительно произносится на всех языках мира.
Кроме того, слово “Saxo” ассоциируется с саксофоном, а, по исследованиям западных психологов, именно этот музыкальный инструмент напоминает о старом добром джазе и дружеской компании.
Ну и наконец, слово “Saxo” оказалось созвучным слову “секс“.
Но все же не в названии дело. Citroёn Saxo очаровывает многих своим дизайном – машинка действительно симпатичная, особенно после проведенной модернизации 1999 года. Рестайлинговые отличаются от образцов первых годов выпуска более стильными передними фарами каплевидной формы и “улыбающейся” решеткой радиатора (раньше фары были почти квадратными).
Вероятнее всего, именно благодаря удачному внешнему виду Saxo и пользовался большой любовью у женщин – в результате в Европе более чем в 40% случаев Citroen Saxo покупали именно дамы (учитывая то, что девушки реже приобретают , это очень высокий процент).
Однако значит ли это, что Saxo стоит рассматривать исключительно как женский автомобиль? Нет, конечно! Мужчинам, живущим в мегаполисе, Citroen Saxo подойдет как нельзя лучше. И не только для перемещения из дома на работу. На этом автомобиле можно получить огромное удовольствие от самого процесса управления, особенно если под капотом стоит приличный мотор. В результате мощные версии Saxo традиционно были в числе лидеров по продажам среди спортивных моделей.
Надо сказать, что Citroёn Saxo был создан, что называется, малой кровью, ведь этот сделан вовсе не с чистого листа.
В его основу легла платформа от рестайлингового Peugeot 106.
Однако Citroёn оказался чуть длиннее Peugeot . В результате у Saxo побольше свободного пространства в багажнике – его объем составляет 280 л (у Peugeot 106 – 215 л).
К кузову Saxo претензий нет. Металл маленького “француза” на удивление крепкий, и коррозия его не трогает, даже если ездить более года с облупившейся краской. Вот только не дай бог повредить где-нибудь кузовные элементы. В этом случае затраты окажутся довольно приличными, ведь в России подержанное “железо” для Saxo почти такая же редкость, как и картины французских импрессионистов и стоимость ремонта , конечно меньше, но может выйти почти так же, как и ремонт mercedes .
Цена новых оригинальных кузовных, как вы догадываетесь, немалая – передний бампер стоит около $180 , а фара и крыло примерно по $100-120. Неоригиналы значительно дешевле.
Горячая штучка
Подавляющее большинство Citroёn Saxo оснащались бензиновыми моторами. Дизель был, но только один, объемом 1,5 л и мощностью 57 л.с. (иногда 54 л.с.). Saxo 1,5D встречаются достаточно редко, хотя ничего плохого об этом 1,5-литровом дизеле сказать нельзя. Его мощности хватает для спокойной езды по городу, а главное, он отличается высокой надежностью и экономичностью (его также устанавливали на Peugeot 106 и Nissan Micra).
Бензиновые моторы Saxo могут иметь четыре варианта рабочего объема. Самые скромные машинки оснащаются литровым двигателем конструкции 70-х годов (мощностью 50 л.с., хотя иногда встречаются и 45-сильные варианты). Понятно, что для более-менее современной иномарки этого явно недостаточно – разгон 0-100 км/ч составляет почти 20 с, а максимальная скорость на деле не превышает 120-130 км/ч.
А вот двигатель объемом 1,1 л уже лучше подходит маленькому Saxo. Его мощность составляет 60 л.с. (реже 54 л.с.). Вроде бы прибавка в “лошадях” не такая и большая, однако она делает машину намного более динамичной. Но все же если хочется не только экономить на бензине, но еще и получать удовольствие от езды, лучше искать машину с двигателем объемом 1,4 л (75 л.с.). Многие считают именно этот силовой агрегат оптимальным для Saxo – помимо неплохой мощности он обладает еще высокой надежностью и имеет большое распространение.
Ну а любителям чего-нибудь “погорячее” “Citroёn” предлагал сразу две версии Saxo с 1,6-литровым двигателем. Первый “простой” мотор имел один распредвал, восемь клапанов и 88 л.с. (иногда 90 л.с.). А вот второй двигатель оснащался уже двумя валами с 16 клапанами, что позволяло выдавать 118 л.с. (или 120 л.с.). Такие Saxo имели приставку 1.6 16V VTS и в народе часто именовались “бешеными”. Причем следует отметить, что шильдик VTS вовсе не означает, что под капотом находится 118-сильный мотор. Эта аббревиатура предназначалась для спортивной версии, отличающейся неплохим оснащением, белыми циферблатами приборов, расширенными колесными арками, иным набором передаточных чисел в трансмиссии и пр. В продаже можно встретить Saxo VTS даже с двигателем объемом 1,4 л.
Время от времени в сервисы “Citroёn” заходят люди, желающие повысить мощность двигателей своих автомобилей. Однако нужно сразу сказать, что сделать это достаточно сложно, так как тюнинг здесь стоит очень дорого. Да и ресурс агрегата подобные переделки заметно снижают. А ведь срок службы моторов Citroёn очень высокий. Особенно у двигателей объемом 1,6 л. По словам мастеров, при аккуратной и спокойной езде эти силовые агрегаты (как 8-, так и 16-клапанные) способны работать по 500 тыс. км. Но согласитесь, кто будет покупать Saxo VTS, чтобы тихо ездить в булочную? Понятно, что при агрессивном стиле езды мотор долго не проживет – ремонт может потребоваться уже через 120-150 тыс. км (восстановление агрегата обойдется в $1000). Кроме того, при наличии достаточно тяжелого и мощного мотора объемом 1,6 л нужно быть готовым к частым ремонтам подвески, тормозов и пр. (да и запчасти для “заряженных” версий стоят дороже).
При покупке автомобиля с пробегом более 100-130 тыс. км (вне зависимости от объема мотора) под капотом наверняка можно будет найти небольшие следы масла. Это из-за сальников двигателя, которые к этому моменту часто изнашиваются. Небольшой расход масла вполне можно пережить. А уж если решено поставить новые сальники, то лучше всего покупать сразу весь набор (не только коленчатого и распределительного валов, но и вала коробки передач, приводов и пр.). С учетом работы такая замена обойдется в $200-300 (покупать рекомендуется исключительно оригинальные запчасти).
Некоторые владельцы Saxo отмечают проблемы с работой двигателя на холостых оборотах (обычно возникающие зимой или в сырую погоду), а также периодически “глючащие” электронные датчики (например, термостат). Всевозможные запасные части для Saxo стоят недорого, однако найти их в наличии удается не всегда и приходится заказывать. Ремень ГРМ с роликом рекомендуется менять у нас каждые 50-60 тыс. км. Эта операция потребует $135-150. Также можно посоветовать владельцам Citroёn Saxo каждые 20-30 тыс. км регулировать клапана ($20-30). Что касается свечей зажигания, то их средний срок службы в российских условиях составляет 15-30 тыс. км в зависимости от качества топлива. Кстати, нужно отметить, что все двигатели Citroёn Saxo достаточно спокойно переносят наш бензин.
Пассивный “автомат”
При езде на Citroёn Saxo в подавляющем большинстве случаев передачи придется переключать вручную. Конечно, для города “автомат” был бы удобнее (учитывая, что все-таки подавляющее большинство владельцев этого “малыша” женщины), однако такую трансмиссию ставили только на с двигателем объемом 1,4 л (75 л.с.). Да к тому же “автомат” для Saxo имел лишь три ступени (что характерно для старых конструкций). Так что нечего удивляться, что он значительно ухудшает динамику, – если Saxo 1,4 с “механикой” разгоняется 0-100 км/ч за 12,9 с, то с “автоматом” уже за 17 с.
Механическая КП работает надежно и может служить даже дольше, чем силовой агрегат. Но это не касается сцепления, при эксплуатации в городе оно способно выйти из строя через 50-70 тыс. км (причем чем мощнее мотор, тем быстрее изнашивается сцепление, что, в принципе, неудивительно). Одно из “хронических заболеваний” всех “малышей” Peugeot и Citroёn, сделанных в конце прошлого века, – поломка троса сцепления. Если эта неприятность произошла, то ни в коем случае не надо покупать неоригинальные детали, – они часто ломаются уже через несколько тысяч км! Трос должен быть только фирменным ($25-30). Кстати, можно дать и еще один совет. Не поленитесь установить на Saxo защиту моторного отсека, так как трансмиссия здесь висит достаточно низко и при езде по нашим дорогам ее можно повредить.
Ходовая часть маленькой французской машинки на удивление крепкая и неплохо выдерживает наши дороги. Пожалуй, единственное слабое место находится в задней подвеске. Там есть балка, где “сидят” два игольчатых подшипника. Их необходимо менять строго каждые 40-50 тыс. км (около $50 за пару, брать только оригинал) – износившись, они разбивают посадочные места в задней балке. И в результате балку приходится менять целиком! Новая стоит безумных денег, а подержанную найти чрезвычайно сложно (да и цена ее будет $200-500, а за замену возьмут еще $120-150). Так что за игольчатыми подшипниками надо внимательно следить.
Больше никаких особых проблем с ходовой Citroёn Saxo нет. Естественно, при езде по городу придется примерно раз в два года менять рулевые наконечники ($50 за пару с работой). Рычаги с шаровыми опорами и сайлент-блоками служат 70-120 тыс. км, а их цена составляет $100-150 (на Saxo VTS рычаги могут “умереть” и раньше). На столько же хватает подшипников ступиц ($40 за каждый с заменой), амортизаторов (от $25) и так далее. В общем, ничего экстраординарного в ходовой Saxo нет и ломаться там особо нечему – все просто, понятно и не слишком дорого. Вот разве что поворотный кулак может огорчить владельца непредвиденными и весьма приличными расходами – в случае его износа (происходит после 100 тыс. км, хотя бывает, что кулак работает и 200 тыс. км) нужно покупать кулак в сборе со стойкой. А это уже около $250 за штуку.
Для езды по нашим дорогам лучше всего выбрать Citroёn Saxo с 14-дюймовыми колесами (многие машины с мотором 1,0-1,4 л имеют 13-дюймовые). При этом найти подходящие диски удается далеко не всегда (иногда владельцы автомобилей вынуждены ставить купленные колеса через проставки). Задние тормоза на Saxo барабанные, и лишь на модификациях с мотором 1,6 л (да и то не на всех) они дисковые. Тормозная система Saxo довольно надежная. Хотя немного огорчает тот факт, что почти на всех машинах нет системы АБС.
ЭКСКУРС
Прародителем Citroёn Saxo можно назвать легендарного “гадкого утенка” – модель 2CV. Именно этот невзрачный с виду , сделанный сразу же после войны, стал “народным” для французов. Не все знают, что первые работы над Citroen 2CV начались еще в 1936 году, однако в производство пошел только в 1948 году. Долгое время 2CV с 2-цилиндровым двигателем объемом 375 см3 мощностью 9 л.с. пользовался бешеным спросом, а затем и вовсе стал культовым. В результате этот автомобильчик выпускался аж до 1990 года!
В 1961 году французы показали под именем Ami 6, созданный при помощи итальянской дизайн-студии “Bertone” (в основу Ami 6 лег 2CV). Автомобиль имел уже двигатель объемом 0,6 л (20 л.с.).
А в 1969 году была показана версия Ami 8 с более современным кузовом. Кстати, помимо стандартной версии Ami 8 выпускался и в модификации Super – в этом случае под капотом находился уже 4-цилиндровый мотор объемом 1015 см3 мощностью 61 л.с.!
В середине 70-х годов начались работы по созданию нового небольшого автомобильчика, призванного прийти на смену Ami 8. В результате в 1978 году появилась модель по имени Visa, в основе которой лежала платформа от Peugeot 104 .
Ну а в сентябре 1986 года был показан непосредственный предшественник Saxo по имени AX. Citroёn AX появился в результате поддержки французским правительством проекта ECO 2000, который предусматривал создание полноценного четырехместного автомобиля, потребляющего на 100 метров пути всего 1 грамм топлива. Для середины 80-х годов Citroёn AX был достаточно симпатичным автомобилем, да к тому же и весьма экономичным. Он даже умудрился попасть в Книгу рекордов Гиннесса – AX сумел пройти на 10 галлонах топлива 1000 миль. Под капот Citroёn AX устанавливали моторы объемом от 1,0 л (45 л.с.) до 1,4 л (90 л.с.).
В 1995 году родился уже Citroёn Saxо. В основе автомобиля лежала платформа от Peugeot 106. Под капот Saxo устанавливали моторы мощностью от 1,0 л (45 или 50 л.с.) до 1,6 л (118 или 120 л.с.). Кстати, существовала еще и гоночная версия Saxo T4. Такие машины оснащались 1,6-литровым двигателем мощностью 164 л.с. и системой полного привода (в России они продавались примерно за $35 000).
В конце 1999 года Citroёn Saxo модернизировали. И хотя улучшилась внешность, в техническом плане машина осталась без изменений. Ну а в 2003 году “Citroёn” показал совершенно новую модель под индексом C2. Citroёn C2 чуть меньше, чем Saxo (длина С2 составляет 3665 мм, а Saxo – 3720 мм). Кроме того, С2 выпускается только в виде 3-дверного хэтчбека (значительная часть Saxo имела пять дверей). На данный момент Citroёn C2 оснащается бензиновыми моторами объемом 1,1 л (61 л.с.), 1,4 л (75 л.с.) и 1,6 л (110 л.с.), а также дизелем объемом 1,4 л (70 л.с.). Если потребуется
Сборка и дефектовка мотора, то сайт https://madcat.biz/news/845/ вам в помощь!
Citroёn Saxo – прекрасный для города. И если отбросить предрассудки, он вполне подойдет не только женщинам, но и мужчинам – для последних предназначены версии с 1,6-литровым двигателем. К тому же на наших дорогах эта модель встречается достаточно редко, а значит, водитель такого автомобиля несет некий ореол индивидуальности.
Правда, владелец Citroёn Saxo должен помнить и об обратной стороне этой медали – достать запчасти для Saxo нелегко. Большинство деталей придется заказывать, ведь их нет даже на “разборках”.