Из чего делают шины

18 сентября 2014     Автор:

Каждый автомобилист хоть раз в жизни, да сталкивался с необходимостью приобретения новых шин для своего автомобиля.

К счастью, сегодня проблем с этим видом товара нет никаких. Современный рынок предлагает массу шин разных сезонов, разных конструкций и размеров, разных ценовых категорий.

Казалось бы, при таком раскладе выбрать подходящую шину не составит никакого труда, но это далеко не так.

Вообще современная автомобильная шина не так проста, как кажется на первый взгляд.
А на первый взгляд, автомобильная шина, или покрышка, как говорили раньше, — это просто жестко сформованная резина с определенным внешним рисунком.
Однако, на самом деле все куда сложнее.

Изготовление шин — это сложный технологический процесс, включающий в себя трудоемкие исследования различных резиновых смесей и подбор оптимального соотношения химических элементов.

Continental ContiVikingContact 6 SUVЭлементы эти известны всем, но состав полученных смесей, как и композиция дорого парфюма, держится производителем в строжайшем секрете.

Еще со времен Джона Данлопа, изобретателя пневматической шины, получившего на нее патент в 1888 году, в конструкцию и состав шины не переставали вносить изменения.

И если раньше в этом действительно была насущная необходимость, ведь Данлоп сделал шину из резинового поливочного шланга, то сегодня все изменения в резиновой смеси не более, чем попытка производителей получить сверх прибыль и обогнать конкурентов по объему продаж.

Строго говоря, все шины, будь то шины Amtel или Нокиан сделаны из одних и тех же компонентов.

Каучук- один из основных элементов всех видов шин.

Он использовался издавна, но раньше был только натуральный, а теперь его используют в смеси с синтетическим каучуком на нефтяной основе.
Из каучуковой смеси делают боковины покрышек и рисунок протектора, герметизируют кордовые «ребра» и «посадочный» стержень покрышки.
Без каучука создать современную шину невозможно.

Технический углерод, или промышленная сажа, необходимый химический элемент при производстве любой шины.

Вступая в реакцию с каучуком технический углерод запускает процесс вулканизации, в результате которого каучук становится резиной. Повышаются его прочность, эластичность и улучшаются пластические свойства, препятствующие разрушению его молекулярной сетки под воздействием агрессивных сред – водя, огня, кислот и других органических растворителей.

Также повышается износостойкость шины.
Хотя, со временем, особенно при агрессивном вождении, сажа вытирается из шины.
Именно из-за этого процесса мы можем наблюдать темные полосы на асфальтовом покрытии при резком старте или торможении автомобиля.

Следующий основной элемент — кремниевая кислота или «силика».

Ее присутствие в составе шины улучшает ее сцепные свойства, сокращает тормозной путь и повышает управляемость машины.
Кремниевая кислота, благодаря своей пластичности, надежнее встраивается в химическую структуру шины и практически не вытирается из нее.

Еще один важный участник процесса вулканизации – сера.

Является вулканизирующим агентом, как и технический углерод, но при этом может ускорять процесс, как катализатор.

Для уменьшения жесткости шины производители используют смолы и синтетические масла.

Все вышеперечисленные элементы смешиваются в различных, строго засекреченных, пропорциях, для получения того или иного нужного производителю показателя: прочности, скорости, цепкости или проходимости.

Итак, с химической составляющей современной автомобильной шины все понятно. Теперь немного о конструкции шины.

Автомобильная шина в том виде, в каком она существует сейчас, появилась только в тридцатых годах прошлого века. Именно тогда покрышка «обзавелась» кордом, состоящим из прочного переплетения текстильных нитей, и стала прикрепляться к ступице болтами.

Любая современная шина состоит из нескольких основных конструктивных элементов, а именно – каркаса, брекера, протектора и борта. Каждый из них выполняет определенную функцию.

Так, например, каркас шины, или корд, – это ее основа.

Он бывает полимерный или металлический, последний используется в основном в шинах для грузовиков, так как обладает повышенной прочностью.
Именно от переплетения кордовых нитей зависит направленность шины, будет ли она радиальной или диагональной.

Количество слоев корда в радиальной шине может быть различным, благодаря чему ее можно сделать более прочной и при этом легкой.
Сопротивление качению у них гораздо меньше, а пятно контакта более стабильно даже на больших скоростях.
Сегодня большинство автомобилей имеют радиальные шины.

Брекер – прослойка между протектором и каркасом.

Его основная функция – увеличение жесткости в пятне контакта и предохранение корда от сквозного повреждения на дорожных неровностях и делается он из очень плотной и толстой резины или металлокорда.

Протектор- основная видимая часть шины.

Именно он обеспечивает наличие основных технических характеристик шины.
Он различается толщиной и рисунком наружной части, которые зависят в первую очередь от назначения шины и ее сезонности.

Зимний протектор может иметь шипы, для обеспечения надлежащей безопасности вождения по льду или обледенелому снегу.
При этом характеристики бесшумности протектора заметно ухудшаются, а также значительно возрастает сопротивление качению и, как следствие, расход топлива.

Боковая часть и борт шины обеспечивают защиту от боковых повреждений и порезов, а также герметизируют место посадки шины на диск.
Кольца борта изготавливаются из металла и покрываются каучуком, а внутри него имеется вязкий и воздухонепроницаемый слой вулканизированного каучука.
Подводя итого, скажу, что принимая решение о приобретении новых шин, не стоит рассматривать только новинки.

Есть смысл обратить внимание на шины уже проверенные на практике и хорошо себя зарекомендовавшие и, конечно, от проверенных производителей.

Если понравилась статья
Метки: Рубрика: Шины и диски