Продажи автомобилей в России с началом кризиса упали почти в два раза по сравнению с 2008 годом: пропали дешевые кредиты и уверенность в завтрашней платежеспособности…
Прошлый 2009 год был не самым легким для автоиндустрии. Интересно, сменились ли лидеры рынка? Кто вошел в первую тройку, а кто оказался в хвосте очереди за покупателем?
Ассоциация Европейского Бизнеса (АЕБ) провела исследование и выявила много интересных фактов и тенденций.
Популярныши 2009 года
№ | Марка | 2009 год, штук | 2008 год, штук | Изменение, % |
1 | ВАЗ (Лада) | 349,490 | 622,182 | -43.83 |
2 | Chevrolet | 104,398 | 235,466 | -55.66 |
3 | Ford* | 82,083 | 186,828 | -56.06 |
4 | Hyundai* | 74,607 | 192,719 | -61.29 |
5 | Renault* | 72,284 | 108,070 | -33.11 |
6 | KIA* | 70,088 | 88,152 | -20.49 |
7 | Toyota* | 68,731 | 189,966 | -63.82 |
8 | Nissan* | 64,221 | 146,548 | -56.18 |
9 | ГАЗ* | 58,205 | 131,003 | -55.57 |
10 | Daewoo | 51,414 | 95,510 | -46.17 |
11 | Mitsubishi* | 41,354 | 111,567 | -62.93 |
12 | Volkswagen | 39,488 | 50,525 | -21.84 |
13 | УАЗ* | 34,660 | 53,773 | -35.54 |
14 | Opel* | 34,277 | 98,800 | -65.31 |
15 | Skoda* | 33,002 | 50,733 | -34.95 |
16 | Mazda* | 30,643 | 73,271 | -58.18 |
17 | Peugeot* | 29,748 | 48,085 | -38.13 |
18 | Suzuki | 25,335 | 38,314 | -33.88 |
19 | Honda | 23,222 | 89,152 | -73.95 |
20 | FIAT* | 18,100 | 26,058 | -30.54 |
21 | BMW | 16,350 | 18,383 | -11.06 |
22 | Audi | 15,009 | 17,076 | -12.10 |
23 | Citroёn* | 12,388 | 12,245 | янв-00 |
24 | Mercedes-Benz | 12,050 | 16,764 | -28.12 |
25 | Subaru | 9,598 | 21,780 | 17 |
26 | Land Rover | 9,275 | 20,433 | -54.61 |
27 | SsangYong | 9,020 | 14,406 | -37.39 |
28 | Geely | 7,681 | 3,780 | 103.20 |
29 | Chance | 7,344 | – | – |
30 | Volvo | 6,894 | 21,041 | -67.24 |
31 | Lexus | 6,400 | 14,796 | -56.75 |
32 | Vortex | 5,922 | – | – |
33 | ИЖ (вкл. ВАЗ 2104)* | 5,735 | 22,306 | -74.29 |
34 | Volkswagen ком. авто* | 5,650 | 10,501 | -46.20 |
35 | ТагАЗ* | 5,187 | – | – |
36 | Chery | 4,914 | 15,728 | -68.76 |
37 | Infiniti | 4,630 | 7,793 | -40.59 |
38 | Lifan | 2,673 | 4,755 | -43.79 |
39 | Great Wall* | 2,490 | 8,324 | -70.09 |
40 | Cadillac | 1,529 | 1,596 | -4.20 |
41 | Mercedes-Benz ком. авто* | 1,385 | 3,063 | -54.78 |
42 | Porsche | 1,266 | 1,941 | -34.78 |
43 | Hummer | 1,123 | 679 | 65.39 |
44 | BYD | 1,001 | 5,341 | -81.26 |
45 | Jaguar | 933 | 1,689 | -44.76 |
46 | SEAT | 869 | 2,182 | -60.17 |
47 | MINI | 686 | 853 | -19.58 |
48 | Iveco | 626 | 848 | -26.18 |
49 | Dodge | 441 | 4,473 | -90.14 |
50 | Jeep | 416 | 2,901 | -85.66 |
51 | SAAB | 368 | 1,269 | -71.00 |
52 | Chrysler | 346 | 1,425 | -75.72 |
53 | Alfa Romeo | 104 | 321 | -67.60 |
54 | Isuzu | 86 | 38 | 126.32 |
ВСЕГО: | 1,465,917 | 2,897,459 | -49.41 | |
* – Продажи легких коммерческих автомобилей включены в общие цифры продаж по маркам |
Во-первых, в 2009 году в России было продано менее полутора миллионов автомобилей. Показатель гораздо хуже самых пессимистичных прогнозов (в этих «пророчествах» говорилось о 1,7 млн машин). Автомобиль «с нуля» не стал менее популярен, он просто стал менее доступен.
Во-вторых, самой продаваемой маркой в России остался ВАЗ (Лада). Вазовских машин продано всего 350 000 штук против 622 000 в 2008 году. Разница — 44% — меньше общего усредненного 48-процентного падения продаж. На заводе не унывают: стали больше работать с дилерами, усовершенствовали Калину и Приору, объявили о скором расширении модельного ряда и обновлении Приоры.
В-третьих, в аутсайдеры покупательского спроса попали многие американские автомобили и вся продукция китайского автопрома. Больше всех досталось (или, наоборот, не досталось) Dodge. В 2008 году было продано 4 473 машины этой марки, а в 2009-м — 441. Падение на 90% напугает кого угодно! Chrysler в процентном отношении пострадал меньше — 76%, но в количестве… 346 авто в 2009 году против 1 425 в 2008-м. Даже у неудачника SAAB дела обстоят чуточку лучше. Продукцию этой фирмы в 2009 году приобрело 386 человек (-71%). На Jeep позарилось 416 покупателей (-86%).
Citroen, хотя и находится в середнячках по общему количеству проданных автомобилей, но в процентном соотношении продажи даже выросли, чего не сказать о Peugeot . У него продажи упали на 38%. Следом идет японский Suzuki . Хоть и продано более 25 тысяч машин – спад все же существенный.
На «китайцев» покупателей в 2009 году нашлось больше, но падение спроса — почти столь же масштабное. Автомобили BYD приобретены в количестве 1 001 экземпляра (-81%), Great Wall — 2 490 (-70%), а Chery — 4 916 (-69%).
Японские машины традиционно популярны в России благодаря надежности и престижу. Правда, и по тому, и по другому в 2010 году был нанесен серьезный удар — многотысячные отзывы. Но речь о годе 2009-м.
Продается их до сих пор очень много, но темпы падения впечатляют. Honda продала 23 000 машин. Вроде, немало, но, все же, на 74% меньше, чем в 2008 году. На автомобили Mazda набралось около 31 000 покупателей (-58%). Mitsubishi потерял 63% — продукция этого производителя разошлась в количестве 41 000 штук.
Некоторые марки, наоборот, повысили популярность. Причиной тому стал «низкий старт» (их до 2009 года продавалось не так много, чтобы было куда падать). Стоит ли гордиться таким ростом популярности? Судите сами: Isuzu увеличил продажи более чем в 2 раза! И это всего лишь 86 машин… Hummer поднял реализацию на 65% — 1 123 единицы в 2009 году. Citroёn прибавил всего 1%, продав в прошлом году 12 400 машин. Справедливости ради отметим, что прирост во время всеобщего падения можно считать двойным успехом.
Больше всех преуспела компания Renault. Автомобили этой марки в 2009 году выбились в пятерку лидеров! Потеряв только 33% объемов продаж по сравнению с 2008 годом, Renault в 2009 году предоставил благодарным покупателям 72 284 автомобиля.
Вот десятка наиболее популярных моделей разных марок. На вершине ее оказалась Лада Приора, проданная тиражом 100 000 штук. На втором месте — Лада Самара (более 90 000 автомобилей). Третье место осталось за ВАЗами классической компоновки (более 70 000 машин). На четвертом месте — Лада Калина (более 60 000 машин). Пятое место досталось самой популярной российской иномарке — Renault Logan (почти 60 000 авто). На шестом — Ford Focus (более 50 000 единиц), на седьмом — Chevrolet Lacetti (30 000 машин), на восьмом — Daewoo Nexia (почти 30 000 единиц), на девятом — ВАЗ 4×4 (около 25 000 машин). Замыкает десятку Chevrolet Lanos (порядка 22 000 авто).
Популярныши 2008 года
В таблице «Популярные авто 2009 года» приведены данные продаж за 2009 год. Но нас интересуют не столько продажи, сколько рейтинг популярности марок, для определения которого требуются данные 2008 года.
№ | Марка | 2008 год, шт | 2007 год, шт | Изменение, % |
1 | ВАЗ (Лада) | 622,182 | 663,500 | -6 |
2 | Chevrolet | 235,466 | 190,553 | 24 |
3 | Hyundai | 192,719 | 147,843 | 30 |
4 | Toyota | 189,966 | 145,478 | 31 |
5 | Ford | 186,828 | 175,793 | 6 |
6 | Nissan | 146,547 | 116,498 | 26 |
7 | Mitsubishi | 111,567 | 100,609 | 11 |
8 | Renault | 108,070 | 101,166 | 7 |
9 | Opel | 98,800 | 66,329 | 49 |
10 | Daewoo | 95,510 | 91,302 | 5 |
11 | Honda | 89,152 | 38,631 | 131 |
12 | KIA | 88,152 | 78,616 | 12 |
13 | Mazda | 73,271 | 50,592 | 45 |
14 | Skoda | 50,733 | 27,535 | 84 |
15 | Volkswagen | 50,523 | 31,991 | 58 |
16 | Peugeot | 48,085 | 24,951 | 93 |
17 | Suzuki | 38,314 | 28,597 | 34 |
18 | FIAT | 33,329 | 15,310 | 118 |
19 | Subaru | 21,780 | 15,553 | 40 |
20 | Volvo | 21,041 | 21,077 | 0 |
21 | Land Rover | 20,433 | 12,606 | 62 |
22 | BMW | 18,383 | 14,008 | 31 |
23 | SsangYong | 17,837 | 11,277 | 58 |
24 | Audi | 17,076 | 15,313 | 12 |
25 | Mercedes-Benz | 16,764 | 15,330 | 9 |
26 | Chery | 15,728 | 37,120 | -58 |
27 | Lexus | 14,796 | 13,148 | 13 |
28 | Citroёn | 12,245 | 11,206 | 9 |
29 | Volkswagen ком. авто | 10,501 | 5,905 | 78 |
30 | Great Wall | 8,324 | 6,238 | 33 |
31 | Infiniti | 7,793 | 5,540 | 41 |
32 | BYD | 5,341 | 2,566 | 108 |
33 | Lifan | 4,755 | – | – |
34 | Dodge | 4,473 | 2,581 | 73 |
35 | Geely | 3,780 | – | – |
36 | Mercedes-Benz ком. авто | 3,063 | 2,675 | 15 |
37 | Jeep | 2,901 | 1,890 | 53 |
38 | SEAT | 2,182 | 248 | 780 |
39 | IKCO | 2,007 | 4,771 | -58 |
40 | Porsche | 1,940 | 2,249 | -14 |
41 | Jaguar | 1,689 | 1,135 | 49 |
42 | FAW ком. авто | 1,643 | 2,989 | -45 |
43 | Cadillac | 1,596 | 1,485 | 7 |
44 | Chrysler | 1,425 | 1,165 | 22 |
45 | SAAB | 1,269 | 757 | 68 |
46 | MINI | 853 | 678 | 26 |
47 | Hummer | 679 | 760 | -12 |
48 | Brilliance | 530 | – | – |
49 | Hafei (продажи остановлены) | 512 | 2,246 | – |
50 | Alfa Romeo | 321 | 808 | -60 |
51 | Isuzu | 38 | – | – |
Всего | 2,080,818 | 1,645,130 | 26 |
Год 2008-й был переломным и неожиданным для многих. Популярность марок по сравнению с 2007 годом кардинально изменилась. Ford, конечно, уже давно перестал быть самой востребованной иномаркой в России, но в 2008-м он вылетел из тройки лидеров и переместился на пятую позицию. Его место занял Hyundai, а между ними на четвертое место втиснулась Toyota. Автомобили Mitsubishi поднялись выше Renault, а Opel, сделав огромный рывок (+49%), вышел на девятое место. Еще дальше шагнула Honda (+131%), но в десятку войти она не смогла, и довольствовалась 11-м местом.
Безвозвратно, как теперь, с высоты 2010 года, можно судить о 2008 и 2007 годах, теряли своих покупателей и становились все менее интересными шесть марок: IKCO лишился 58% потребителей, Porsche — 14%, коммерческие автомобили FAW упали на 45%, Hummer «просел» на 12%, а Alfa Romeo — на 60%.
А какие автомобили были самыми популярными в 2008 году? Конечно же, ВАЗы и некоторые иномарки, причем цена этих иномарок гораздо выше вошедших в десятку самых популярных авто в 2009 году. Самым продаваемым иностранным автомобилем в России в 2008 году был Chevrolet Lacetti (19 950). На второе место скатился Ford Focus (18 516). Третьим, отставая от Focus всего на 400 с небольшим авто, стал Renault Logan (18 078). Четвертое место заняла еще одна бюджетная иномарка, собираемая в России — Hyundai Accent (16 551). На пятом месте — Mitsubishi Lancer (13 708). На шестом — Ford Fusion (12 784). Седьмое место досталось узбекскому Daewoo Nexia (12 115), восьмое — Chevrolet Niva (11 889), девятое отошло мегадешевому Daewoo Matiz (11 826), а замкнул десятку «популярнышей» Chevrolet Lanos (11 608).
Авторынок России сильно изменился. Машины те же, но предпочтения покупателей сместились в пользу более дешевых автомобилей не без помощи снижения покупательской способности и исчезновения доступных автокредитов.
Материал AUTOMANIA